Почему велосипед не падает?

Новичок берется рукой за седло и, сохраняя велоси­пед в вертикальном положении, начинает, подталкивая его сзади, вести вперед.

Если велосипед качнется в сторону, например впра­во, то и переднее колесо тоже повернется вправо. Это произойдет только в том случае, если поворотная вилка отрегулирована как полагается. А если при движении наклонить велосипед влево, то и колесо повернется влево.

Почему же колесо поворачивается в сторону накло­на? Все дело здесь в поворотной вилке. Когда уже вело­сипедист-«новичок» станет «старичком», а мы услови­лись, что это будет очень скоро, можно произвести такой опыт. Для этого нужно сильно затянуть крепление вил­ки так, чтобы ее нельзя было поворачивать рулем, и по­пробовать прокатиться. Прокатиться не удастся.

Это произойдет потому, что, когда велосипед накло­нится вправо, а колесо не пойдет в сторону наклона, ве­лосипед упадет, так как силы, удерживающие его в вер­тикальном положении, будут безжалостно зажаты в креплении вилки.

Для того чтобы велосипед не упал, переднее колесо должно переехать воображаемую прямую линию, иду­щую от заднего колеса в сторону падения. Переехав эту линию и став, таким образом, на пути всей массы вело­сипеда и ездока, переднее колесо восстановит пошатнув­шееся равновесие.

В этом можно убедиться, если посмотреть на следы, оставляемые велосипедом с мокрыми шинами. Мы уви­дим, особенно если одеты покрышки с разным рисунком, что заднее колесо рисует довольно прямую линию, а пе­реднее — зигзагообразную. Повороты переднего колеса при помощи руля и позволяют восстанавливать равнове­сие.

Тот, кому приходилось ездить на мотоцикле с коляс­кой, наверное, обратил внимание на то, что на правом повороте, когда переднее колесо начинает пересекать воображаемую прямую линию, коляска, легко отрывая колесо от дороги, поднимается вверх, стараясь сохранить первоначальное движение, нарушенное поворотом перед­него колеса. Если бы коляска была с левой стороны, то она бы поднималась на левом повороте, тоже желая вос­становить прямолинейное движение, нарушенное поворо­том колеса.

Когда новичок уже научился вести велосипед руками, пора садиться в седло. Очень хорошо, когда седло по­ставлено низко (или снято совсем, но на его месте при­вязана подушка) и, сидя на седле, можно достать до земли ногами. Вспомним, что «игрушечная лошадка» лес­ника Драйса, которая приводилась в движение велоси­педистом, отталкивающимся от земли ногами, поэтому и получила сразу широкое распространение, что на ней не нужно было учиться ездить. Каждый начинающий

мог сразу поехать на таком аппарате, не рискуя сва­литься на землю, так как его ноги все время были на­дежной опорой.

Когда велосипедист, отталкиваясь от земли ногами, уже научится управлять велосипедом и сможет время от времени отрывать ноги от опоры, ставя их на педали, можно сказать, что обучение закончено. Теперь только нужно часто практиковаться.

Лет шестьдесят назад в «руководствах по самообуче­нию езде на велосипеде» рекомендовали способ обучения при помощи полотенца. Полотенцем обвязывался пояс начинающего так, чтобы узел был на спине. Обучающий, поддерживая седока за этот узел, шел или бежал рядом до тех пор, пока ученик не овладевал техникой управле­ния велосипедом.

При желании этот способ может быгь использован и сейчас, если, конечно, у вас есть помощник.