Особенности походов выходного дня на горных (внедорожных) ВЕЛОСИПЕДАХ

С приходом на российский рынок горных велосипедов (или вне­дорожных, «маунтинбайков») родилось новое направление велопохо­дов выходного дня — как можно меньше асфальта, как можно боль­ше грунтовых лесных дорог и троп, причем чем они «непроходи­мее», тем лучше. Выделяются два типа таких походов. Первый — вблизи своего города, поездка длится 5-7 часов, остановки короткие; привал если и есть, очень кратковременный. Второй, наоборот, — как можно дальше от города (но в пределах досягаемости за один день), чтобы глубже окунуться в сельскую провинциальную идиллию, забыв на несколько часов о существовании урбанистического мира. Тут уже без пригородных электричек не обойтись. Возвращаются порой с последней.

Увлекшихся такого рода поездками можно назвать так: «утом­ленные асфальтом». Его унылым однообразием, безальтернативно — стью непосредственно в езде, обилием проезжающих мимо и об­дающих гарью рефрижераторов. «Бездорожные» походы привлекают своим авантюризмом и присутствием доли риска, возможностью испытать себя на выносливость и принимать решения в сложных ситуациях, оценить свое мастерство в технике езды и в преодоле­нии естественных препятствий.

В поездках по ближним окрестностям города стараются ехать как можно быстрее по дорогам и тропам, наименее наезженным и гладким, причем предпочтение отдается пересеченной местности. На максимально возможной скорости, прямо-таки в экстремальном ре­жиме, преодолеваются подъемы, спуски, труднопроходимые участки. Поэтому такой стиль езды называют агрессивно-спортивным. По­скольку горные велосипеды имеют большое число передач, старают­ся, используя малые передачи, как можно реже сходить с велосипе­да, труднопроходимые участки преодолевать в седле. В таких поезд­ках используют горные велосипеды высокого класса, в том числе двухподвесочные.

В дальних поездках труднопроходимые участки маршрутов ока­зываются более протяженными, вдали от цивилизации чаще встре­чаются упавшие деревья, заболоченные участки, овраги, броды, заросшие лесные дороги, приходится чаще передвигаться «велопеш — ком», средняя ходовая скорость поменьше, чем в ближних походах (такие походы, например, в московском клубе «Караван» называют «велотрофи», имея в виду соответствующие автомобильные пробеги).

Оба варианта походов предполагают участие людей с хорошей физической подготовкой, на исправных велосипедах, с добротным снаряжением. Протяженность ближних и дальних маршрутов пример­но одинакова и составляет в среднем от 60 до 100 км. Отнести эти походы можно и к тренировочным, и к спортивным скоростным — в зависимости от стиля езды и маршрута. В ближних походах часто едут по принципу «куда глаза глядят» (даже не всегда берут карту). В дальних тоже часто никто, в том числе и руководитель, не знает, какие дороги и сложности встретятся на пути и что вообще туристов ждет на маршруте, но обязательно берут карты, компасы, даже при­боры спутниковой навигации.

В походы обоих типов люди едут, как правило, налегке. Начать с того, что горные велосипеды, обычно не имеющие багажников, опре­деляют и стиль экипировки — этакий спортивно-прогулочный. Участ­ники ближних походов стараются нехитрый багаж — запасная каме­ра, легкий универсальный ключ, минимальный аптечный набор и пакетик мюсли (сухая смесь из орехов, хлопьев и сухофруктов) — размещать в подседельной сумке. В крайнем случае, если нужно взять что-то из одежды на случай резкой смены погоды, берут лег­кий рюкзачок с вентилирующейся спинкой, затягивающийся вокруг пояса, чтобы не болтался. «Вездеходы» по ближним окрестностям города рассчитывают на то, что еду теперь можно купить везде.

В дальние походы приходится брать еду на полноценный обеден­ный перекус с кипячением чая, как в обычных походах выходного дня.

Поскольку поездки по ближним пригородам совершаются только на велосипедах, без использования электричек, практикуется приня­тый во многих городах, в том числе в Москве в довоенное время, способ комплектования группы: существует определенное место в одном из окраинных лесопарков, куда участники походов приезжают к заранее условленному часу. Порой и маршрут или направление поездки определяется в момент сбора в зависимости от количества участников, погоды, желания.

По-видимому, стремление к трудностям среди велосипедистов отнюдь не будет уменьшаться, можно ожидать увеличения количест­ва многодневных походов на «маунтинбайках» по бездорожью (в этом случае, на наш взгляд, обязательны грязевые щитки), все больше будет любителей ездить и зимой.