Глава безопасность путешественника

Как в одном из недальних лесов, Между делом с недальним прицелом Юридическое Лицо Повстречалось с Физическим Телом…

Владимир Вишневский

Чувство ностальгии начинается практически сразу после того, как путешественник шагнул за порог собственного дома. Вероятно, вам так­же знакомо некоторое удовольствие по возвращении домой, поскольку после длительных мытарств можно вновь вернуться к своим делам, вос­пользоваться «плодами цивилизации» — такими, как ванна или газовая плита. Это стимулирует желание вернуться домой живыми и отчасти помогает осуществить очередное путешествие в какой-нибудь «спокой­ный район» Северного Курдистана, Египта или Костромской области. На­копив определенный опыт обеспечения собственной безопасности и «съев несколько собак» в процессе общения с местными жителями, мы реши­ли поделиться некоторыми «научными» наработками.

Глава безопасность путешественника

безопасность вело туриста и о&цеиие с местными жителями

Глава безопасность путешественника

репым «зверем» на земле. Это су:

практически единственное из пре вителей живой природы, которое падает на туриста первым, бол того, может специально на неге охотиться. Как правило, перед на­падением оно сбивается в стаи и часто использует специальные средства. Речь идет о человеке и о том, как от него спастись.

В отличие от представителей других «ту­ристских конфессий», велотуристы вынуж­дены постоянно сталкиваться с cai

Так или иначе, а велотурист і стоянно встречается с человеком льем, ездит по «человечьим дорогам». Ьолыиин — ство «человеков» равно душно к велотуристам. Более того, относятся к ним доброжелательно. Но есть небольшой процент популяции, благодаря которому встречи с человеком следует остерегаться.

В основе любого научного труда, к которым, без сомнения, относится данный трактат, лежит классификация. Итак, плохой человек бывает не­скольких видов: Хулиган, Бандит-Террорист и «Человек при исполнении». Конечно, трудно уложить все многообразие негодяев в жесткие рамки при­веденных видов, но для нашего случая такого деления будет достаточно.

Хулиган — натура романтическая! Он не занимается выслеживани­ем туриста, не сидит в засаде на глухой лесной тропе. Хулиган просто гуляет, скажем, по лесу и вдруг видит вас! Ну как тут не подойти, не познакомиться, может, денег отнять, если душа-то просит? Лучшая за­щита от Хулигана днем — величина туристской группы и ее боевой вид. Кроме этого, в населенных пунктах надлежит держаться вместе и избе­гать мест потенциальной концентрации хулиганского люда. В селах это магазины и автостанции, в городах — центральные улицы, вокзалы и ме­ста продажи алкоголя в разлив. Наиболее «хулиганоопасное время» — вечер. Днем-то Хулиган виден издалека, а вот в темное время суток…

Обычно человек ведет дневной образ жизни и ночью по лесам-полям не ходит. Нечего хорошему человеку ночью по лесам бродить. С другой стороны, наиболее опасные особи человека как раз используют вечернее время для своих темных дел. Чтобы спастись от ночного визита Хулигана, следует принять превентивные меры, сделать все, чтобы он не набрел на вас, гуляя с ножом при луне. Достаточно помнить о нехитрых правилах.

1. Не следует ставить палатку вблизи жилья, разжигать костер надо только когда уже стемнеет (чтобы дым не демаскировал вас), предусмотрев, чтобы огня не было видно ни со стороны жилья, ни со стороны дорог.

Глава безопасность путешественника

2. Надо убедиться, что никто не видит, как вы съехали с дороги в лес и разбиваете лагерь.

3. Не следует проезжать через населенный пункт незадол­го до остановки. Вами могут заинтересоваться и про­следить. Лучше остановиться до деревни и проехать ее утром. Это особенно важно в малонаселенной местнос­ти, где появление новых людей — неожиданность.

4. Останавливаясь на ночлег, подумайте, не является ли выб­ранная вами поляна чужим сенокосом, прикормленным для лова рыбы местом, транзитной дорогой для прогона скота.

Если Хулиган надумает вдали от жены выпить с друзьями, то он не отправится в глушь лесную, а пойдет именно туда, куда и днем привык ходить. Особенно внимательными следует быть в пятницу вечером, в выходные и праздничные дни. Из всех населенных пунктов наиболее опасными являются рабочие поселки, например, при шахтах или рудни­ках, наименее — небольшие деревеньки.

Путешественник и «человек при исполнении служебных обязанностей»

Дорога, на обочине стоит инспектор ГИБДД с радаром и скучает.

Мимо несутся все, кому не лень, со скоростью 150-200 км/час, а ему все равно.

Вдруг на горизонте появляется одинокий велосипедист и едет со скоростью 20 км/час. Гаишник оживляется, выскакивает на дорогу и машет полосатой палочкой.

Велосипедист останавливается.

Гаишник подходит к нему и со зловещей улыбкой спрашивает:

-Ну… и куда мы крадемся?

Незваным гостем может являться не только Хулиган, но что еще хуже, «человек при исполнении служебных обязанностей» (ЧПИ). Если к вам вечером придет злоумышленник, то увидев веселую компанию из 8 человек, он может культурно поздороваться и мирно уйти искать ту- риста-одиночку. Но если ваш гость «человек при исполнении» — ждите неприятностей. Во-первых, выяснится, что постановлением «министер­ства по делам болот и лесов Кривокозлинского района Безурожайной области» лес, в котором вы приютились, объявлен «памятником приро­ды», и вам надлежит в лучшем случае уплатить «много МРОТ» с каждо­го, а в худшем — немедленно покинуть (прямо среди ночи) место вашей ночевки. Далее, так как вы разожгли костер, то это деяние должно быть наказано по всей строгости местного беззакония. Ну и наконец, вы явля-

Глава безопасность путешественника

етесь нарушителями пограничного режима, установленного между Бе — зурожайной областью и сопредельными странами. Избегать встречи с представителями властей надо с не меньшей тщатель — ностью, чем с обычными хулиганами. Разница между ними заключается в том, что ху­лиган не ищет вас специально, а вот ЧПИ — как раз наоборот. Самым неблагоприятным районом в смысле нападений «человеков при испол­нении» является Крым.

Человек при исполнении бывает: милиционером, лесником, ведом­ственным или вневедомственным охранником, пограничником и просто самозванцем. У этой категории лиц есть одна особенность: им безраз­лична их высокая миссия по охране, скажем, заповедника, пригранич­ной полосы или порядка в районе вашей дислокации. Для них вы — объект наживы, и все то, что они будут говорить и делать, направлено только на одно: получить с вас деньги. Для этого, очевидно, надо найти повод.

Глава безопасность путешественника

Сразу оговорюсь, раньше было не так. Однажды в 93-м мы путешествовали по Карпатам. Остановились на ноч­лег в лесу и разожгли костер еще засветло (ошибка — см. часть 1). Через некоторое время прибежал лесник и сра­зу ринулся к костру. Посмотрел и говорит: «Вообще-то нельзя у нас костры жечь, но вы, как я вижу, не первый раз в лесу. Костер обкопан канавкой, чтоб дерн не горел, дрова лежат вдали от огня, деревьев в опасной близости нет, и даже канистра с водой стоит рядом. Что ж, ос­тавайтесь, не гнать же вас с места на ночь глядя!» И правда, чего нас гнать, если мы все сделали по правилам. Кстати, выполнение правил — залог вероятного успеха от общения с занесенным в красную книгу «порядочным человеком при исполнении».

В том, что повод вас оштрафовать найдется — можно не сомневать­ся. Вам перечислят тысячи постановлений (при этом не предъявят ни­каких документов) и, в случае отказа платить штраф, предложат поки­нуть занимаемое место. Как быть в этом случае? Понятно, что если вас нашли утром, то нет ничего проще, чем собраться и уехать. А вот вече­ром придется договариваться. Свою оборону можно отстраивать так: со­глашаться выполнить все приемлемые требования пришельца, кроме отъезда с места и дачи взятки. Костер горит не так? Скажите, как надо, и мы сделаем! Палатка стоит не на месте? А куда поставить, чтобы была на месте? Надо заплатить штраф? Тоже без проблем, но если есть кви­танции и документ, на основе которого мы должны платить. А иначе не можем: мы группа, и у нас финансовая отчетность, так сказать, дебет — кредит, сдал — принял. Как правило, никаких вышеперечисленных до­кументов нет, что дает возможность для борьбы. Однако в последнее вре­

мя и вправду появились места, куда человека пускают за деньги, кото­рые, разумеется, идут только на благие начинания. Если вы сами знаете, что что-то нарушили, например, въехали в такое «платное место», то стратегия должна быть другой. Первое “ узнайте, сколько с вас хотят денег. Если сумма незначительная — лучше заплатить и расстаться дру­зьями. Если сумма кажется чрезмерной, то надо пытаться уменьшить ее до разумных пределов. Я, разумеется, не предлагаю вам никаких про­тивозаконных методов, типа «оплаты штрафа без квитанции» (вам это и так предложат). Я только укажу время, когда надо вести «разговоры о величине штрафа». Пока ЧПИ только говорит, что сейчас он вас оштра­фует за незаконный ввоз велосипедов в лес на 500 минимальных зарп­лат — с ним надо бороться, отстаивая свои права. Когда же он достает бумагу — все. Пришло время договариваться. Выписанный штраф — до­кумент подотчетный. ЧПИ теперь либо выбьет деньги из вас, либо от­даст свои. Сами понимаете, в каком ключе пойдет беседа.

Среди ЧПИ попадаются относительно честные. Как правило, это все «подневольные люди», которым и так жить на свете тошно. Вы уже, на­верное, догадались — речь идет о наших защитниках родины. Представьте, что вы собираетесь поставить палатку не в самом удачном месте. Ну, на­пример, на пограничной контрольно-следовой полосе, крыше подземного пункта управления стрельбой баллистическими ракетами или в зоне охра­ны вокруг генеральской дачи. Пока вы располагаетесь, к вам подходит от­ряд, состоящий из рядовых срочной службы Худайбердыева, Сидорука и сержанта Абрамяна. Поверьте мне, проблем у них и без вас хватает: кор­мят плохо, денег не дают, за малейшую провинность грозят отправить в места, где еще хуже или совсем плохо. Лично к вам у них вопросов нет. Важно в их службе предотвратить нарушение, и лучше — без протокола, так проблем меньше. В этом случае вам могут рассказать, что «в трех ки­лометрах есть прекрасное место: река, сосновый бор, грибы стоят по пояс. Ехать туда легко, дорога пологая. А здесь такое паршивое место! Стоять тут плохо, да и не очень-то разрешено…» В этом случае вам скорее всего придется уехать. Беда в том, что райское место существует только в вооб­ражении ваших визитеров. На самом деле через пару километров просто кончается зона их ответственности, и они хотят спровадить вас туда! Ключ к разгадке — вопрос: разрешена ли стоянка в том месте, где вы начали обу­страиваться или нет. Если вам отвечают «нет», то надо уезжать (договари­ваться) и не надеяться на описанный рай. Если вдруг стоять разрешено, то возможно, вам дают искренний совет. Тут уже дело вашего вкуса, следо­вать ему или нет. Надо только помнить, что если человек, ездивший на ав­томобиле, говорит, что до места 3 км, то там могут быть и все 10…