Опасности действительные и мнимые

После того как мы рассмотрели различные методы борьбы с ЧПИ, хулиганами и даже террористами во время велопохода, неплохо было бы проанализировать в целом, а какие опасности могут подкарауливать ве­лотуриста вообще? Чего действительно следует бояться, к чему готовить­ся, а какие страхи совершенно напрасны? На самом деле, ответ на этот вопрос отнюдь не очевиден! Приведу примеры. Осенью 2002 года в окре­стностях Вашингтона завелся маньяк, который две недели терроризи­ровал население, убивая людей из винтовки с оптическим прицелом. Всего его жертвами стали 9 человек, и еще четверо получили ранения. Вся Аме­рика была взбудоражена: люди старались по возможности не выходить на улицы, детей не пускали в школы, а о тысячах публикаций в прессе и говорить нечего. Наконец, маньяк был пойман, и все успокоились. За те две недели, пока «снайпер» стрелял в людей, согласно официальной статистике на тех же американских улицах от ДТП тихо погибло 490 человек, и еще тысячи получили ранения. Другой пример. Когда мы рассказываем своим далеким от туризма друзьям о походах, их почему-то сильнее всего пора­жает ночевка в лесу: «Как?? Вы две недели ночевали прямо в лесу вдали от человеческого жилья? Ужас!» Может быть и «ужас», однако, мне не прихо­дилось встречать в графе «причина смерти» формулировку «ночевка в лесу». Так чего же действительно стоит бояться, отправляясь в велопоход?

Первую строчку «хит-парада» причин, приводящих к неприятностям, занимает «потеря бдительности». В самом деле, человек, оказываясь в ус­ловиях, заметно отличающихся от тех, в которых он проводит большую часть своей жизни (квартира в городе), концентрируется и, как правило, думает над тем, что делает. Но со временем внимание притупляется. Ту­рист привыкает к новым условиям, перестает концентрироваться на том, что делает, и попадает к кому-то под колеса, рубит себя топором по ноге. Давать совет «быть бдительным» весь маршрут — бесполезно, но обращу ваше внимание на «особые дни». В сложных велопоходах всегда есть «ме­сто подвигу». Место и время. А после совершения подвига (преодоления сложного участка) у многих возникает ощущение, что «все позади», и можно расслабиться. Вот тут то как раз наступают «особые дни», и происходят различные неприятности. Самые тяжелые по своим последствиям аварии происходят на… легких участках! Да, таков парадокс велотуризма — пока ты идешь по пояс в болоте с велосипедом на шее и рюкзаком на спине, ничего страшного с тобой не произойдет. Но когда после этого ты выйдешь на асфальт — тут расслабляться ни в коем случае нельзя.

«Потеря бдительности» также охватывает такой род дорожно-транс­портных происшествий, как столкновение велотуристов друг с другом и с неподвижными предметами. Что заставляет велотуриста «забодать» дерево или своего товарища? Диагноз таков: «потеря бдительности на фоне обострения желания осмотреть красоты природы без отрыва от управления двухколесным транспортным средством».

Если вы полагаете, что бдительность можно потерять только на до­роге, то это глубокое заблуждение. Чаще всего ее начинают терять еще при подготовке к походу. Примеры: «Так, йода нет — ну наверное, Маша возьмет. Насос, пожалуй, оставлю, его Митя обычно возит. У меня по рас­кладке килограмм соевого мяса — ладно, куплю по дороге в Средних Бу­ераках». Стоит ли говорить о том, что в нужный момент выясняется, что нужную вещь не взял никто?

Вторую строчку «хит-парада» занимает «человеческий фактор». То есть взаимоотношение с ЧПИ, местными жителями, проводниками и пограничниками. Это очень распространенный класс неприятностей, но надеюсь, предыдущие части трактата позволят вам встретиться с ними во всеоружии.

Третью строчку занимает «глупость». Мне рассказывали, как мой трех­летний племянник, собираясь на природу с родителями, взял спичечный коробок и положил в него одну спичку. На вопрос, почему именно так, он сказал: «так нам же надо будет развести один костер!». Такие детские рас­суждения вызывают улыбку, однако, если вы думаете, что взрослые дяди и тети, собираясь в поход, не поступают аналогичным образом, то заблуж­даетесь. Для начала приведем некоторую классификацию этого «особого дара человека». Глупость бывает «индивидуальная», которую проявляют «про­стые» участники похода, «коллективная», когда группа вполне адекватных людей сообща принимает «странное решение», и «безграничная», которой может обладать только руководитель похода (встречается редко, но приво­дит к самым печальным последствиям). Расскажу о некоторых проявлени­ях глупости, с которыми приходилось сталкиваться лично:

❖ «Все вокруг меня дураки и беруш теплую одежду, а я — умный, и теплую одежду не возьму, ибо по прогнозу — тепло». (Глупость индивидуальная)

❖ «Тогда мы решили укрыться от приближающейся гро­зы и поставили палатку в старом окопе, дабы ее не снес­ло ветром». (Глупость коллективная)

❖ «Прежде чем разбить лагерь, я предложил отметить мой день рождения, а уже потом разбираться с палат­ками». (Глупость безграничная)

С глупостью бороться довольно трудно, особенно с собственной. Единственный метод — проводить «скатки» — небольшие походы, где вни­мательно смотреть на тех людей, которые собираются с вами в большой поход. Что должно насторожить? Повышенное внимание к себе со сто­роны того или иного человека. Если «кандидат в походники» заявляет: «Я буду ехать по индивидуальному плану: утром рано выйду, прокачусь и буду вас ждать на месте сбора» или «Я питаюсь по специальной про­грамме, и буду сам себе готовить», то это — сигнал. Конечно бывает, что человек, скажем, болен и действительно нуждается в особом питании, но очень часто это не что иное, как нездоровые амбиции и желание про­тивопоставить себя коллективу, сиречь — глупость.

Четвертая строка «хит-парада» удерживается проблемами со здо­ровьем. Обычно проблемы возникают с желудком, с растяжением мышц, потертостями, аллергией. Бывают проблемы с сердцем (от перегрузки), зубами. А вот простуды, ангины, гриппы и тому подобные напасти прак­тически не встречаются.

Пятую «хитовую» позицию занимают климатические факторы. По­чему они находятся так низко? Потому что если «глупость коллективная и/или индивидуальная» вам не свойственны, то в рамках велотуризма по­годные проблемы решаются довольно легко. Самая опасная проблема — жара. Человек, путешествующий по нашему северному краю, как-то не отдает себе отчет, что жара может привести к тяжелым последствиям. Еще бы — он боялся попасть под затяжные дожди и +12 градусов, а тут сол­нышко светит и +30! Я был свидетелем нескольких тепловых ударов, при­чем не в Таиланде или Египте, а в Новгородской области. Это опять же чисто психологическая проблема: отправляясь в жаркие страны, человек готовит себя для борьбы с жарой, а выезжая в соседнюю область — нет. Со всевозможными климатическими проблемами борьба осуществляется орга­низационными методами: изучить статистику по климату, взять соответ­ствующее снаряжение, на сложных участках заранее просмотреть воз­можные отходы, сделать перерыв в езде в самое пекло.

Интересно отметить, что дорожно-транспортные происшествия в походах (с учетом того, что мы вычли из них ситуации, связанные с «потерей бдительности»), встречаются реже, чем на покатушках, что оче­видно, связано с тем, что по мере удаления от больших городов интен­сивность движения транспорта падает.

Теперь посмотрим, чего же практически не бывает в велопоходах? Не зафиксированы случаи съедения велотуристов дикими зверями, нет информации о гибели туристов от «ночевки в палатке в лесу». Ни разу не довелось наблюдать размокшего от дождя путешественника, хотя ко­нечно, ехать под дождем неприятно. Подавляющее большинство вело­туристов ездят по дорогам и тропам, отсюда хорошая статистика: ничего не известно о пропавших без вести группах, а также о погибших от голо­да (хотя случаи голодания по несколько дней известны). Велотуристов

не накрывают лавины, и не их судьба замерзнуть в сугробе. Чтобы эта статистика не нарушалась и в будущем, ко всем возникающим пробле­мам надо подходить с применением головного мозга, без паники и с верой в собственные возможности. При этом очень важно контролировать со­стояние группы на маршруте, стараясь избегать сильного переутомле­ния. Усталый человек склонен к принятию неправильных решений, что вряд ли поможет найти оптимальный выход из сложной ситуации.