Модель велосипеда образца 1985 года

Опыт показывает, что интенсивные поиски техниче­ских решений в каких бы то ни было направлениях неиз­бежно приводят к качественно новым, на первый взгляд неожиданным, но вполне объяснимым решениям, явля­ющимся вершиной творческой мысли на данный момент времени. Именно такой качественный скачок получило развитие велосипеда в последний период времени.

Модель велосипеда образца 1985 года

12 11 10 9 8 7

Рис. 4.15. Модель гоночного велосипеда образца 1985 года для рекорд­ных заездов — своеобразный рекорд творческой мысли

С 1938 г. УСИ сдерживал инициативу изобретателей, — пытавшихся в различной форме усовершенствовать стан­дартную конструкцию велосипеда. В 1976 г. незначи­тельное ослабление позиции УСИ в этом вопросе вновь — привело в движение изобретательский ум, и в 1984 г. •Ф. Мозер потряс велосипедный и не только велосипедный мир своим велосипедом (см. рис. 8.28) и своими миро — — выми рекордами. Последовавший за этим двухгодичный. период можно считать финишным спуртом этой техниче­ской гонки, апофеозом которой явилась модель вело­сипеда 1985 года, разработанная итальянскими специа­листами (рис. 4.15). Именно на таком велосипеде в часо- -вой гонке в итальянском городе Вероне в 1985 г. пытался ‘Стартовать итальянец Висентини. Конструкция его вело­сипеда выглядела настолько необычно, что судьи не ре­шились допустить гонщика к старту, и для этого у них было достаточно оснований.

Велосипед Висентини (в спорте обычно спортивному снаряду неофициально присваивают имя спортсмена, впервые выступившего на нем) действительно на первый взгляд необычен. Он представляет собой цельноформован­ную из углепластика раму 16 сложной аэродинамической формы. Передняя нижняя часть рамы в виде обтекаемого клина 8 непосредственно примыкает к переднему диско­вому колесу 7. Аналогичный верхний клин 6 нависает над передним колесом 7, образуя плавный аэродинамический переход переднего колеса в раму велосипеда. Заднее колесо 14 установлено в задней вилке 13, выполненной в виде пустотелого туннельного короба. Здесь рама также непосредственно примыкает к заднему колесу аэродина­мическими клиньями 12 и 15. Плавный изгиб 9 нижней части рамы обеспечивает минимальный клиренс велоси­педа. Овалоподобное отверстие 2 в центре рамы служит для удобства транспортировки велосипеда и снижения его массы. Руль 4, изогнутый ручками вперед, имеет аэро­динамические обтекатели 5, установленные перед руч­ками, и аэродинамический клин 3, примыкающий к раме сверху. Седло 1 выполнено в традиционной форме.

Особого внимания заслуживает привод велосипеда. Традиционные кривошипы в нем заменены жесткими дисками-кривошипами 11, на которых смонтированы пе­дали 10. Цепной привод традиционной конструкции смон­тирован на тыльной стороне диска-кривошипа И.

Появление велосипеда Висентини на гонках в Вероне взбудоражило всю велосипедную общественность, кото­рая пыталась уяснить себе суть этой новинки. Убеди­тельный ответ на этот вопрос дала выставка велосипедов в Милане, где крупнейшие велосипедные фирмы показали несколько образцов велосипедов, изготовленных из угле­пластика. Подобная технология характерна для современ­ного гоночного автомобиля «Формула-1». Как известно, такие гоночные автомобили проектируют с учетом четы­рех основных принципов: аэродинамичности, прочности, легкости и мощности. Первые три принципа пригодны и для современного велостроения. Велосипеды продувают в аэродинамических трубах, их отдельные детали и узлы исследуют по параметрам прочности, жесткости и аэро­динамического качества, над внешним оформлением вело­сипедов трудятся дизайнеры. Является ли велосипед этой модели действительно неожиданностью для спе­циалистов велосипедного спорта? И да и нет!

Следует выделить три важных особенности в конструк­ции этого велосипеда, которые учитывают современные достижения в таких областях науки и техники, как аэро­динамика, конструкционные материалы и их технология. Эти особенности неразрывно связаны между собой и прак­тически не могут быть реализованы в велосипеде по отдельности. Так, о существовании аэродинамического фактора в велосипедном спорте специалисты знали еще в прошлом веке с первых велосипедных гонок, когда приемы «сидения на колесе» однозначно демонстрировали экономическую нецелесообразность первой позиции гон­щика в гонке. На этом строится не только тактика, но и стратегия всей гонки. Однако реализация идеи умень­шения аэродинамического сопротивления велосипеда по­требовала почти столетнего периода из-за известного регламента УСИ на конструкцию велосипеда, с одной стороны, и из-за отсутствия высокомодульных пластиче­ских материалов, способных конкурировать с традици­онными металлами и их сплавами, с другой стороны. Технология же пластических материалов является пря­мым следствием их наличия.

Возникает вопрос: каково будущее этих супервелоси­педов? Пока они обходятся фирмам-изготовителям весьма недешево, а об индивидуальном приобретении такого велосипеда гонщиком-любителем пока не может быть и речи. Еще один вопрос: имеет ли вообще смысл сорев­новаться на подобных велосипедах, которые недоступны рядовому гонщику, не превратятся ли велосипедные гонки в технические состязания фирм, как это фактически имеет место в автомобильном спорте?

Итальянский журнал «Бичиспорт» предлагает исполь­зовать эти космические, как он называет, велосипеды не в о5ь. чіьіх, а в специальных гонках. Это были бы гонки «Велоформула-1», в которых проходили бы про­верку новые прогрессивные идеи, испытывались бы но­вейшие достижения науки и техники. А массовый вело­сипедный спорт — как любительский, так и профессио­нальный — должен пока оставаться в рамках регламента УСИ 1938 г. В будущем, когда супервелосипеды станут Доступными для каждого гонщика, УСИ вправе будет пересмотреть установленный регламент. Полная или час­тичная отмена этого регламента — важный вопрос стра­тегии развития и популяризации велоспорта. Но не будем предопределять решения УСИ.

Глава 5